Богини Сив и Идунн олицетворяют два психических качества — эгоизм и альтруизм. Золотые волосы Сиф и молодильные яблоки Идунн

Богини Сиф и Идунн

Богини Сиф и Идунн олицетворяют два психических качества — эгоизм и альтруизм.


БОГИНИ СИФ и ИДУНН


В легендах о богинях Сиф и Идунн говорится не много. Само летописное сказание, особенно Младшая Эдда, очевидно, ставило перед собой задачу восславить асов, обозначить примат воли закона над природой естественной и различными «тёмными силами». По этой причине, наверное, они обошли вниманием этих двух богинь, рассказав о них скудно мало. Однако, в отличие от многих народов, которые при той же задаче старались изгнать из народной памяти совсем или, как минимум, грязно опорочить богов природы, северные люди такого не допустили. Для нас, их потомков, это ценно, поскольку если бы информации об этих двух богинях не было совсем, то было бы теперь очень трудно понять суть ванов, понять особенности природных богов и через это понимание возродить их внутри себя во всём объёме их силы, мощи и возможностей.

Богини Сиф и Идунн не участвуют в приключениях богов-асов, они не переходят своими характерами из легенды в легенду, однако каждая из них имеет в северном мифе ровно по одному существенному описанию.

О богине Сиф говорится, что она была женой бога Тора. У них есть дочь Труд, но также у неё есть и внебрачный ребёнок — бог Улль. В мифе делается упор на прекрасных золотых волосах Сиф и говорится, что «волосы Сиф» — это кёнинг золота. 

Сила богини Сиф была выражена в её волосах. Длинные, прекрасные волосы цвета золота, цвета спелой пшеницы для богини были не только предметом гордости её женской красоты, но и символом свободы. В глубинном смысле длинные волосы означают связь с родом, не только символически, но и магически. Это значит, что богиня Сиф, даже находясь в Асгарде, а не в Ванахейме, имела возможность через свой природный «инструмент» всегда поддерживать связь со своим материнским миром, всегда черпать из него силу, всегда получать от него поддержку.

История с волосами Сиф очень многогранна. И её нужно внимательно изучать тому, кто понял свою силу и распознал в ней именно ванский канал. Сила уязвима из-за своей беспечности, с одной стороны, а с другой — из-за склонности впадать в крайности. Но если сила начинает привыкать, что ей есть на кого (или на что) опереться, она может войти в это состояние и залипнуть на какой-то крайности. Богиня Сиф — это история о природной ведьме, которая шла за своими желаниями, залипла на крайности эгоизма, потому что её было кому защищать. Обрезав волосы Сиф, Локи зафиксировал её в этом состоянии; зафиксировал тем, что лишил её связи с источником и сделал постоянной — для Тора, для богов, для Асгарда. Не верной, обратите внимание, а постоянной: теперь у Сиф нет другого защитника, кроме аса Тора, от рода она отрезана.

Другую крайность ванского канала символизирует богиня Идунн — абсолютный альтруизм. Её имя означает «обновле- ние» или «снова зелёная». Описывается в сагах богиня Идунн как совсем юная девушка, почти девочка.

Брак Идунн и Браги — это, скорее, союз друзей, чем любовников. У них нет единения и взаимодополнения, как это бывает у тех, кто соединяется на силе любви и страсти; в союзе Браги и Идунн есть взаимная поддержка двух самодостаточных сил.

Сила Идунн — это сила юности, выраженная в другой крайности ванской природы — бесконечном альтруизме. Но эта крайность, в отличие от противоположного свойства эгоизма богини Сиф, вполне может прожить без поддержки. А вот поддержка без неё прожить не может. И об этом рассказывает единственный полный миф, в котором богиня Идунн выступает главной героиней. Этот миф называется «Похищение Идунн»

Свойство другого края ванской силы — альтруизм, бесконечная доброта — имеет уязвимость, и эту уязвимость бог Локи показал весьма наглядно: сила ванская не может не отдавать, не может не омолаживать процессы происходящие. Но если заставить её возрождать прошлое, то ничего не будет — умрут все: сначала природа, потом боги. Если неправильно использовать силу богини Идунн, если допустить этот «системный конфликт», то боги никогда не смогут существовать без того, чтобы постоянно ходить к ванам на поклон. Идунн, подобно корове Аудумле, кормит своей магией только развивающиеся, растущие миры — только в этом случае она будет с богами, она будет в Асгарде. Это знание «от Локи» должно было перенаправить вектор стремлений Асгарда: напугав их старостью и, как следствие, позорной для северян смертью от старости, Локи формировал в алгоритмике успеха асов правило — не кормить прошлое, не жить ради него. А это означает, что мир Асгарда и боги-управители должны постоянно развиваться, не опираться на прошлые успехи, на прошлые победы: не имеет право на будущее тот, кто живёт только прошлым.

Итак, две крайности и границы природной мощи, которые олицетворяют собою богини Сиф и Идунн, можно охарактеризовать двумя психическими качествами — эгоизм и альтруизм.

В проявлении сил, которые олицетворяют собою богини Сиф и Идунн, качества альтруизма или эгоизма при возбуждении ванской природы приобретают характеристики тотальности; практически нет таких сдерживающих инструментов, которые привели бы эти свойства к какой-то приемлемой норме, которые сгладили бы нарочитую выпуклость этих качеств. Что, впрочем, вполне ожидаемо, раз мы говорим о ванах — дети природы пределов не любят, но именно это и становится их пределом.


Подробнее о богинях Сив и Идунн в книге К.Е. Меньшиковой — Руны и Боги

Рассказать друзьям:
Скоро начнётся
AD LIB. Общая теория магии (ОТМ) Кельтский пантеон 6 занятие
До начала занятия: 00:00:00