Сложность познания северного миф, космогонический о зарождении мира. эсхатологический мифы. Как истолковать многоуровневое повествование мифа

Сложность познания мифа. Часть 2. Северный миф

Сложность познания северного мифа. Космогонический миф — о зарождении мира, эсхатологический миф — об окончании мира. Как правильно истолковать миф, многоуровневое повествование?

Северный миф

Как вы уже знаете, и научил вас этому великий писатель Мирча Элиаде, что любая уважающая себя система должна обладать мифом определенного свойства. Прежде всего, это должен быть космогонический миф — миф о зарождении мира. Ну и конечно любая уважающая себя система, честная система, обязательно расскажет вам об эсхатологическом мифе — окончании проекта. Северная традиция имеет и то, и другое.

Посреди этих двух вех есть многоуровневое повествование. Если не видеть, что оно многоуровневое, а не линейное, то разум видит в нём сразу же дырки, лакуны и несоответствия. Но если распределить повествование по уровням, сделать более богатым, чем плоскостное восприятие, то вы увидите, что никаких лакун нет. Это очень логичная и очень стройная система, в которой каждый дополнительный слой появляется лишь вынужденно для того, чтобы пояснить неправильную интерпретацию. То есть дополнительный разворот, уточнение определенного места в повествовании с целью нивелировать ошибку и раскрыть в более полном объеме понимание, чтобы оно не было неправильным. 

Например, очень много проблем у толкователей вызывает история Фрейи о путешествии в Свартальвхейм за ожерельем и ее четыре ночи проведенные со свартами. Ханжеское христианское сознание хватается за сердце и говорит: «Какой кошмар — полный разврат». Но её история совсем не связана с какими-то любовными похождениями, это фигура речи, которую надо было просто правильно расшифровать.

В связи с тем, что все мифы описывались в позднейшее время и всегда были изустной традицией, и не было необходимости что-либо уточнять специально, это всегда мог сделать толкователь по ходу движения. Если он видел, что в глазах окружающих полное непонимание, он вводил определённого рода уточнения.

Почему мифы прекратили свое развитие?

Изустное повествование отличается от письменного тем, что когда слово написано, то считайте повествование закончилось. То, что написано на бумаге, то существует в природе. То, чего нет на бумаге, того и нет в природе. Эту формулу дали нам римляне. Когда повествование закончено, то его уже не изменить и не уточнить, оно приобретает форму конечную, жёсткую. Оно как Тора, не потерпит дополнительных оснований, потому что любое мнение оппонента скажет: «Минуточку, ведь написано». Вот это «написано так», где написано, что ты говоришь, фантазёр? Нет такого, не написанного, а значит, этого не было.

Пока письменного слова не было, реальностей существовало много, и она всякий раз изменялась, исходя из уст песнопевца или скальда. Когда оно стало записанным, а это уже произошло с заходом христианства и появлением определённого рода письменности, не как системы магических знаков, а как системы фиксации результата, — вот тогда мифы прекратили свое развитие.

Как правильно истолковать миф?

Чтобы правильно истолковать мифы, во-первых, обязательно нужен сборный комплекс разнообразных мифов, и вы должны получить навык правильного дешифрования. В мифах никогда нет ничего буквального. Второе, в мифах есть главное и неглавное. Главное должно остаться в неизменности, а не главное может меняться как угодно, потому что оно ни на что не влияет. Это рюшечки, а их можно расправлять сколь угодно, но их нужно пришить к юбке, а не к сапогам, например, тогда они выполняют свою функцию. Вот в каждом мифе есть какой-то ключевой момент, к чему, собственно говоря, всё и пришивается — точка приложения и ее нужно обязательно выявить. Это очень несложно сделать, потому что есть определенные правила. Эта точка приложения обычно из мифа в миф повторяется и если меняется, то несильно. Она всегда место, вокруг которого происходит всё повествование, как бы крутится вокруг этой истории, персонажа, факта или события. Она может описываться как угодно, толковаться как угодно, оценка ей может даваться по-разному, но важно одно: это событие было.

Оно было — оно истина. То, чего не было, то не истина. То, что будет, например, как оно проявится в будущем — это не истина. Оно может проявиться как угодно, может не проявиться вообще, а может проявиться потом. Но то, что оно было — это факт и вокруг него всё крутится. Если крутится вокруг толкования — это неправильный миф. Крутиться всё должно вокруг факта.


До­пол­ни­тель­ная ин­фор­ма­ция:

Ли­те­ра­тур­ные ис­точ­ни­ки: 

Ви­де­ома­те­ри­алы:

Обу­ча­ющие ма­те­ри­алы:


 

 

Scroll Up