Норны — богини судьбы: Урд, Верданди, Скульд.
НОРНЫ
С богинями, определяющими судьбу всех живущих и существующих, вы уже познакомились при прохождении 2-го этта рун: три руны Науд, Иса и Эйваз соединили ваше сознание со вселенскими принципами вирда и орлёга. Эти же руны являются ключами к трём мирам древа — мирам Ётунхейма, Нифельхейма и Свартальвхейма соответственно. Богини Урд, Верданди и Скульд, чьи имена означают «Судьба», «Становление», «Долг» и символизируют (грубо) прошлое, настоящее и будущее. Или иначе: Урд — «То, что есть», Верданди — «То, что становится» и Скульд — «То, чему следует быть».
Богиня Урд — самая старшая из трёх богинь-норн и традиционно представлялась в образе старой женщины. Богиня Верданди виделась людям старого времени как женщина средних лет. Богиня Скульд казалась самой молодой из трёх богинь. Они всегда вместе, но имя Скульд иногда встречается среди перечня имён Валькирий — быть может, свою работу обрезания нити она выполняла и на поле брани тоже. Отчасти такую двойственную работу богини Скульд мы видим в различных песнях северного мифа: кому-то нить жизни отмерялась и отрезалась заранее, а чья-то нить-судьба подрезалась уже на полотне реальности, фиксируя сотканный рисунок, очищая его от «лишних хвостов», которые не нужны тому, кто достоин, по мнению бога Одина, стать эйнхерием.
В повествовании северного мифа Норны, как действующие лица, появляются нечасто. Но их присутствие естественно всегда. Даже если их нет, о них говорят. Даже если о них не говорят, о них помнят. Даже если о них не помнят, их присутствие всегда подразумевается. Норны в мышлении человека, живущего внутри северного мифа, есть та незыблемость, которую не дано изменить ни богам, ни людям.
Норны — это не та сила, которую можно игнорировать. Знали это боги, знали это и люди. Говоря о Норнах, люди говорили о судьбе, роке и неизбежности. Нужно сказать, что люди древнего времени верили в судьбу абсолютно. Однако миропонимание человека того времени позволяло различать два вида судьбы — Вирд и Орлёг.
Вирд — это личная судьба и зависит от поступков и воли самого человека. При этом она не существует сама по себе, а находится как бы внутри судьбы богов, внутри орлёг. Судьбы сплетены и создают общий узор: малая судьба в большой, но разглядеть судьбу-орлёг получается лишь тогда, когда все стежки-вирды нанесены на полотно реальности. Богини пряхи и ткачихи всех миров ткут картины судеб, и в северном мифе такой богиней была Фригг, но нити, из которых проявляется история и будущее, находятся в руках древних Норн. Человек мог пройти свой вирд по-разному, но за пределы орлёга выйти он не мог. Это как бы область допустимого, где проявление имеет смысл.
Продолжение в книге Руны и Боги
Дополнительная информация:
- Факультет «AD LIB» : Общая теория Магии (ОТМ)
- Форум «МАГИЯ ЕДИНА»: Руны и Боги Северного Пантеона » Норны
- Факультет Руны: Руны и Боги
Обучающие материалы: