Гуманистическое общество: метод пришельца Константина Гуманизм в современном мире. Какие правила мешают гуманизму стать основой общества?
Гуманистическое общество: метод пришельца Константина
Гуманистическое общество и наш мир, к сожалению, не одно и то же. Наш мир далек от совершенства. В нем есть боль, ненависть, войны и несправедливость. Гуманизм в современном мире – это лишь инструмент, а политика его применения достаточно избирательна, ведь существуют определенные правила, когда и к кому его применять, а когда нивелировать вовсе. Эти правила мешают гуманизму стать основой общества, образом жизни человека, его моралью. И прежде всего дело касается гуманизма в отдельно взятой голове. Пока мы мыслим и поступаем также, как и сегодня, пока между людьми существует принцип конкурентной вражды, к гуманизму мы не приблизимся. Что нам мешает поступать по-другому? И главное – что считать гуманизмом?
Приведем литературный пример. В произведении «Сказка о тройке» братьев Стругацких упоминается пришелец Константин, который прилетел на летающей тарелке. У него что-то сломалось, и он застрял в пространстве, где главные герои переживали свои события.
В докладе про пришельца помимо всего прочего говорилось о его профессии – он читатель, специалист по амфибрахию. Такая профессия вызвала недоумение – ну… читатель и что? Деньги-то за что получает? Оказалось, что за это и получает.
Дело в том, что в их цивилизации очень много поэтов. Есть поэты хорошие, есть не очень. Читатель же существо неорганизованное – он почему-то хочет читать только хороших поэтов, а плохих он читать не желает. Но это же несправедливо. Ведь каждый поэт хочет быть услышанным и понятым. Он хочет узнать точку зрения читателя на его поэзию, потому что хороший поэт или плохой поэт – это же вопрос субъективный. Ведь красота в глазах смотрящего. Как можно давать эту оценку хороший-плохой, нравится читать или не нравится? Может, читатель сегодня тухлую рыбу съел на обед, и ему ничего не нравится. А завтра он влюблён, и ему нравится всё. Как можно ставить в зависимость такое серьезное дело, как душевное проявление, как поэзия, от пищеварения читателя? Совсем никак нельзя.
Поэтому и существуют специальные люди, чьей профессией является читать стихи, оценивать их, понимать, что хотел сказать поэт, вступать с ними в переписку, участвовать в творческих вечерах, раскрывать особенности того или иного поэтического произведения. Это очень серьезный кропотливый труд, и люди, занимающиеся им, абсолютно самоотверженные. Есть специалисты по хорею, есть по ямбу. А Константин большой специалист по амфибрахию, и все стихи, написанные в этом метрическом стиле, направляются к нему. Такая шутка, юмористическая иллюстрация, а на самом деле в этой шутке как раз доля шутки и есть. Если поразмыслить – а каковы должны быть взаимоотношения в обществе, чтобы они относились друг к другу именно так?
Здесь мы видим диаметрально противоположные представления о привычной конкурентной среде, к которой привыкли – когда ты выезжаешь только за счёт того, что у соседа не получилось. Принцип вражды – корень всех войн. Здесь абсолютно диаметрально противоположная оценка твоей эффективности. Твое сознание становится тем сильнее, тем выше оценивается, тем быстрее прирастает бытийная масса, чем больше людей рядом с тобой сумело обрести себя, обрести целостность, подняться, вырваться из общей толпы, обрести ту самую силу и самостоятельность, обрести связь со своим богом.
И в этом контексте модель взаимодействия читателя и поэта представляется уже не такой юмористической, а буквально как подсказка, как образец. И возможно над этим следует поразмыслить – только изменив характер взаимоотношений друг с другом мы сможем сделать этот мир более гуманным и справедливым.