Мистериальные практики на праздник Мабон. Из мистерии Мабиногион: Мабон — древний бог, охотник…
Праздник Мабон
На праздник Мабон всегда проходили мистериальные практики, которые были связаны с прикосновением к миру мёртвых. Потому что в нашей культуре понимание «иной мир» — это мир ушедших.
С этим праздником случилась удивительная история, информация о нём затиралась особо тщательно. Название «Мабон» не настоящее название, это реконструкция. У славян он назывался «Овсень», «Осенины» и был приурочен ко дню окончания второй жатвы. Будучи низведенный в аграрный символизм, сохранилась хотя бы информация о его существовании. Но смысл магический, мистический реконструировать очень трудно, но мы попробуем.
Из мистерии Мабиногион
Мабон — это имя кельтского бога, из мистерии Мабиногион. В Мабиноге он обозначается, как некий бог-охотник, которого нужно было найти героям древнего повествования, чтобы найти правильного воспитателя для вновь рожденного короля. Мабон (Мабон ап Мадрон), сын Мадрон. Ап — на валлийском означает сын. Мадрон — это имя богини земли. Потом её персонифицировали и ассоциировали с именем Мадонна или Матрона. Но это уже после того, как пришли римляне на бритские земли. Реконструкция, конечно, показывает, что аутентичное имя Мабона и матушки его Мадрон было немного иным. Впоследствии, когда уже писалась промежуточная легендарная база, основанная на древних валлийских преданиях и мистерии Грааля (имеется в виду мистерию короля Артура), там тоже фигурировал Мабон и тоже в виде охотника, но в качестве одного из рыцарей свиты короля Артура.
Если мы будем смотреть на эти мифы плоско, то конечно, мало что разглядим, поскольку символ древнего охотника настолько прочно за две тысячи лет христианства символизируется с символом дьявола, рогатого бога, что упоминать его даже в реконструкции легенд, фактически до двадцатого века считалось не просто неприличным, а опасным. Только в 1973 году один из неодруидов, причём американских, сделал попытку реконструкции праздника «Осеннего равноденствия» и дал ему имя Мабон, как самое ближайшее имя, которое, более или менее, увязывает древнее предание с древней символикой. Он нашёл имя этого бога в забытой легенде об Олвен и Килохе из Мабиногиона, и выяснил, что единственный бог, который там присутствует, связанный с этим миром и с древним миром — это персонаж охотника Мабона. Мы можем, конечно, сейчас сказать: «О, реконструкция, значит не настоящая, новодел». Да, конечно, можем, так и говорят. Но мы не будем.
Нам приходится очень трудно в восстановлении древней традиции, и мы не можем не сделать несколько стежков на полотне мистериального повествования только лишь потому, что у нас нет подходящих ниток и забыт узор, который должен быть на этом полотне. Все остальные мистериальные точки на Коло года нам известны очень хорошо, а вот здесь как будто вырван клок. И мы с вами штопаем это рваное полотно, и даже новое имя для этого праздника нам подойдёт, чтобы оно легло основной ниткой, и собрать весь остальной узор. Через не рваное уже начинает течь сила. Пусть грубо, пусть на живую нитку, пусть с разорванным узором, но уже по крайней мере, с не разорванными потоками.
Древний бог, охотник Мабон — это очень древний образ, мы найдём его и в других сказаниях. Это известный нам Кернуннос или Цернуннос уже в кельтике — бог леса. Он же, известный по скандинавским преданиям молчаливый бог Видар. Найдём его и в рогатом боге Пане, имя которого означает «всеобщий». И придём к элевсинским мистериям, которые именно в этот момент, в период осеннего равноденствия, традиционно проводились в древнем Элевсине. Этот праздник такой же скрытый от нас, как и прочие мистерии, которые проводились в день Осеннего равноденствия.
Девять дней проводились элевсинские мистерии и каждый мист, каждый проходящий через этот миф, давал страшную клятву, что никто и никогда, ни при каких обстоятельствах не услышит сути этой мистерии. Потому что, это была мистерия посвящения на тёмный путь и считалось, что тот, кто прошёл эту мистерию уже никогда не будет страшиться смерти. Потому что он видел, что такое смерть и что будет после того, как каждый человек перейдёт через эту грань. Для них это знание открывалось, а для остальных нет, оставалось во тьме. Говорили, что тёмный путь был связан с мифом о Деметре и Персефоне, но это не совсем так.
В основе элевсинских мистерий был миф о древнем Дионисе Загрее, который точно также как и рождённый Купала, и Кернуннос, и Мабон, как и Видар в эту ночь проходил этап окончательного разделения и одна из его частей оставалась с людьми, в виде бога Вакха (вечно пьяного Бахуса), а другая часть уходила во тьму, к его древней бабке Рее Кибеле, которая восстанавливала его разорванную память. Мы с вами так же, как и древняя богиня Рея Кибела сшиваем свою собственную память, убирая прореху, которые были вырваны в точке Коло года, в день осеннего равноденствия.
Дополнительная информация:
- Обучение на факультете Стихий
- Форум «МАГИЯ ЕДИНА»: Праздники и мистерии, колесо года
- Коло Года. Мистерии в школе
Литературные источники:
Видеоматериалы:
Обучающие материалы:
Мистериальные практики на праздник Мабон